Зима фундаменту не помеха

в разделе “Строительные материалы и технологии” 1962 0 Печать Сохранить
Зима фундаменту не помеха

Распространено мнение, что с приходом холодов загородное строительство должно быть в прямом смысле заморожено до наступления весны. За такое решение можно привести довольно много аргументов, однако достаточно доводов и в пользу того, что строительство можно продолжать и в мороз.

Так, оплата труда рабочих в морозы выше, а производительность их труда ниже, зато стройматериалы зимой дешевле и нет проблем с их нехваткой в торговых сетях. При земляных работах есть проблемы с замерзшим грунтом, но зато нет проблем с отведением грунтовых вод от места строительства и проездом тяжелой техники при отсутствии дорог. Световой день зимой короче, но все равно даже в самый короткий день в году он составляет 5 часов 55 минут, то есть до стандартного 8-часового рабочего дня не хватает всего двух часов, которые можно поработать и при свете прожектора. Этот ряд уравновешивающих друг друга аргументов можно продолжать долго, но вывод все равно будет один: если есть деньги и желание, то строить можно круглый год.

Ввинчиваемся в землю

Пожалуй, самая не зимняя, в обывательском понимании, стадия строительства дома — это закладка фундамента. Связано это мнение с тем фактом, что для возведения большинства типов фундаментов необходимы бетонные работы, а одним из составных элементов бетона, как известно, является вода, которая замерзает на морозе быстрее, чем схватывается бетонный раствор. Даже в СНиП указывается, что производство бетонных работ допускается, только если среднесуточная температура не ниже −5°С. Однако в тексте СНиП есть оговорочка про спецмероприятия, которая буквально означает, что с ними вести бетонные работы все же возможно. К тому же для некоторых типов участков именно зима — наилучшее время для возведения фундамента. На таких участках мороз решает сразу две проблемы, сильно осложняющие монтаж фундамента в иное время, а именно отведение от места котлована грунтовых вод (если их уровень высок) и подъезд к месту строительства фундамента крупной строительной техники.

Начнем с самого быстрого в плане монтажа типа фундамента — с винтовых свай. Если дом небольшой и сваи завинчиваются вручную, то строителям придется отогреть верхний слой грунта, чтобы выкопать лунку под каждую сваю. Это нужно для того, чтобы свая начала ввинчиваться в грунт, а не работала как сверло. С машинным завинчиванием зимний монтаж даже проще, поскольку позволяет специальному автомобилю подъехать к месту монтажа без риска увязнуть и застрять. Привод завинчивающей установки достаточно мощный, чтобы легко пройти слой мерзлой земли без всякого предварительного подогрева грунта. На бетонирование внутренней части свай нужно совсем немного раствора, и разогреть пару ведер воды для этого проблемы не составит. Чтобы раствор нормально застыл на морозе, в готовую смесь надо будет добавить еще противоморозную присадку, которая позволяет процессу застывания проходить вплоть до температуры −15°С. В конце концов, задача цементного раствора внутри винтовой сваи не столько повысить ее несущую способность, сколько блокировать доступ кислорода к внутренней части сваи для предотвращения начала процесса коррозии.

Волшебные добавки

Здесь следует сделать небольшое отступление и пару слов сказать о противоморозных добавках. Противоморозные добавки (основные составляющие — хлористый натрий и хлористый калий) дают возможность воде, входящей в состав бетонной смеси, оставаться жидкой, даже когда ее температура падает ниже нуля, поскольку если вода замерзнет, гидрация цемента прекратится. Часто противоморозные добавки являются одновременно и ускорителями схватывания и твердения бетона. Это важно, так как после набора бетоном 20% проектной прочности мороз уже ему не страшен.

Противоморозные добавки к цементному раствору помогут выполнить и фундамент на буронабивных сваях. Высверлить лунку под сваю в мерзлой земле, конечно, тяжелей, но глубоко земля промерзает обычно только к концу зимы, и на деле бороться с мерзлой почвой надо будет только первые полметра глубины. Зато зимой в значительно меньшей степени встанет проблема с предотвращением заполнения лунки грунтовыми водами. Во-первых, уровень грунтовых вод самый низкий именно зимой, во-вторых, можно бурить с паузами, чтобы дать стенкам лунки промерзнуть и блокировать доступ воды в лунку.

Для сварки и установки арматурного каркаса мороз не является преградой, а вот бетон, который будет заливаться в подготовленную лунку, как уже говорилось выше, должен быть с противоморозными присадками. Эти же присадки позволяют возводить и более крупные фундаменты, типа ленточного или монолитной плиты. На такие объемы обычно бетонный раствор готовится не самостоятельно, а заказывается на бетонном узле. Там противоморозные добавки начинают вводить, уже когда среднесуточная температура опускается ниже +5°С, поэтому привезенный миксером бетон уже будет зимнего состава. Здесь следует сделать оговорку: поскольку то, как должно быть, и то, как есть на самом деле, это разные вещи, состав бетонной смеси и вводимые добавки лучше оговаривать при заказе бетона.

Нагревай любым способом

Хотя введение противоморозных добавок и является самым выгодным методом зимнего бетонирования, тем не менее, есть возможность обойтись и без них, ведь не дать воде замерзнуть можно и с помощью нагрева. Первой операцией в этом направлении является предварительный подогрев бетонной смеси, позволяющий создать температурный запас (а то вода в бетоне может застыть еще во время движения смеси по бетононасосу). После заполнения бетоном опалубки нагрев может осуществляться несколькими способами. В одном из вариантов над фундаментом строится каркас из досок, обтянутый пленкой (метод термоса), куда устанавливают тепловую пушку. Также подогрев может производиться с помощью специальных тепловых электроматов или обогревающих кабелей. Другая возможность нагрева заключается в пропускании через арматурную сетку бетона электрического тока. Стальная арматура отлично проводит электрический ток, но все равно при этом имеет некоторое сопротивление и, следовательно, нагревается. Этого нагрева арматуры в толще бетона вполне достаточно для поддержания в его массиве положительной температуры. Вариант с подключением к арматуре электричества требует обязательного привлечения к работе соответствующего специалиста, так как вероятность поражения неподготовленного человека электрическим током, в силу незнания всех тонкостей данного процесса, чрезвычайно велика. Вообще, подогрев, особенно электроподогрев, настолько эффективен, что уже через несколько дней бетон набирает 70% проектной прочности.

По прошествии двух суток после заливки фундамента его подогрев можно прекратить, а сам фундамент утеплить слоем сухих опилок, которые сверху закрывают пленкой для предотвращения их намокания. Если земля под фундаментом не мерзлая, то тепла земли может оказаться достаточно, чтобы не дать фундаменту промерзнуть.

Нет воды — замерзать нечему

Наконец, есть фундаменты, при строительстве которых бетонные работы вообще не требуются. Это фундаменты из готовых железобетонных конструкций заводского изготовления. Под них готовится специальная песчано-гравийная подушка, на которую краном или манипулятором устанавливаются железобетонные фундаментные блоки. Таким образом может быть выполнен как сборный ленточный фундамент, так и столбчатый.

Еще один вариант — это бурозабивные (не путать с уже упомянутыми выше буронабивными) сваи, которые представляют собой опять же железобетонное изделие заводского производства. Никаких работ, связанных с водой, в данных вариантах нет. Опять же есть участки, на которые кран, забивная установка или тяжелый грузовик с блоками смогут заехать только зимой.

Если присмотреться к городскому строительству, где ответственность строителей за выполнение узлов и конструкций существенно выше, чем в малоэтажном, то можно увидеть, что фундаментные и бетонные работы ведутся там круглый год, несмотря ни на какие морозы. Бывалые строители утверждают, что зимой процент бетонных работ даже выше, чем в теплое время года. Городские дома нормально стоят, и я не могу вспомнить случая, когда бы дом не был принят в эксплуатацию вследствие неправильно проведенных бетонных работ. Если бетонные работы в городе ведутся круглый год, значит, и за городом нет причин их приостанавливать на зиму. Все технологии городского строительства доступны и в загородном, главное — не бояться мифов и доверять работу настоящим специалистам.

 

СОВЕТ ПРОФЕССИОНАЛА

Александр Новожилов, коммерческий директор компании «Гарус»

Компания «Гарус» активно проводит строительно-монтажные работы в зимний период благодаря возможности возводить без дополнительных проблем свайно-винтовые фундаменты в любое время года. Первые винтовые сваи появились в Англии более двух столетий назад; затем они стали применяться в США и европейских странах, после очередь дошла и до России. В прежние годы винтовые сваи использовались в основном военными инженерами в качестве опор мостов в слабых и мерзлых грунтах.

Свайно-винтовой фундамент готов к восприятию нагрузки сразу после возведения, а это повод не откладывать строительство загородного дома на весну или лето.

 

Денис Ложкин, директор концерна ВИНТФУНД

Многим известно, что свайно-винтовой фундамент подходит для строительства в любой местности и при любых условиях. Но мало кто относит это его качество к возможности строительства дома зимой. Тем не менее, винтовые сваи — удобный материал для строительства в зимнее время.

Перед монтажом не нужно нагревать грунт; копать замерзшую землю и разрыхлять ее; для установки винтовых свай не нужны никакие подготовительные работы. Все, что нужно — это убрать с участка снег и завинтить сваи на глубину ниже уровня промерзания. Благодаря своим качествами, таким, как простота установки, малый размер и высокие эксплуатационные характеристики, винтовые сваи на протяжении всего своего периода использования в России использовались для строительства в зонах вечной мерзлоты. Здесь они являются самым экономичным видом фундамента. Цементно-песчаными смесями здесь пользоваться неудобно и дорого, т. к. они требуют постоянного подогрева. В принципе, строительство летом ленточного или столбчатого фундамента было бы реально, если бы не северные дороги: по многим из них движение на тяжелой технике возможно только зимой. А именно в это время холод не дает работать с цементом. В то же время, малый размер винтовых свай облегчает их перевозку на большие расстояния, которые являются особенностью северных широт. В северных районах России не используется стандартный фундамент под опоры ЛЭП, там выгоднее использовать винтовые сваи.

 

Иван Конечный, исполнительный директор компании «Сваинова»

Качественные бетонные фундаменты в зимних условиях, помимо подогрева и утепления, требуют больше трудозатрат, дополнительной техники и специальных марок бетона. Исходя из этого, если вы являетесь частным застройщиком, то лучше дождаться оттепели и более благоприятных условий для труда.

В настоящее время очень распространены свайно-винтовые фундаменты, которые лишены минусов бетонных конструкций, например:

  • выполняются в кратчайшие сроки, то есть от начала работ до готового фундамента под дальнейшую сборку независимо от времени года проходит от 1 до 3 дней;
  • утепления и подогрева, дорогостоящего бетона, спецтехники не требуется, технология установки остается неизменной круглый год. Нельзя также забывать, что фундамент должен рассчитываться специалистами для каждого проекта индивидуально, поэтому нужно учитывать не только дополнительные затраты в зимнее время, но и отталкиваться от расчетов и требований, возлагаемых на основание постройки, и уже отсюда выбирать тип фундамента.

Автор:
Загородный Дом

Комментарии

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений