Загородный дом от А до Я: продажа и аренда загородной недвижимости в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, проектирование и строительство дома, жизнь и отдых за городом.

Череменецкое

Красивые дорожки

в разделе “Ландшафт” 947 0 Печать Сохранить
Красивые дорожки

Если для автомобильных дорог оптимальным покрытием является асфальт, то для тротуаров и дорожек лучше всего подходит мощение. Люди склонны выбирать кратчайший путь к своей цели, и на участке вокруг дома ко всем сколь бы то ни было посещаемым местам моментально протаптываются дорожки. Дорожка от парковки к дому, дорожка от дома к бане, дорожка от дома и бани к беседке... Пятьдесять спорадических проходов ног газон еще выдерживает, но при постоянном хождении трава на тропинке начинает вытаптываться, а если пройдет дождь, то вся тропинка очень быстро превращается в канал с перемешанной грязью.

Ходить по грязи не нравилось ни в какие времена. Во времена Римской империи дороги мостили специальным кирпичом. В древнем Новгороде улицы мостили толстыми сосновыми плахами. В Петербурге в первые годы после основания была даже специальная «каменная» пошлина, согласно которой каждый въезжающий в город должен был привезти с собой булыжник для мощения улиц.

Сегодня для мощения пешеходных дорожек на приусадебных участках в основном применяют армированные бетонные тротуарные плиты, клинкерный кирпич (брусчатку), вибролитьевую, вибропрессованную и полимерно-песчаную плитку. Также иногда используется натуральный камень: гранит, мрамор, песчаник.

То, что на пешеходных дорожках твердые мелкоштучные материалы намного практичнее асфальтовых, гравийных или бетонных покрытий, очевидно по опыту больших и малых городов. Булыжные мостовые или улицы, мощенные клинкерным тротуарным кирпичом, без какого-либо ремонта стоят десятки и даже сотни лет. Первые в большом объеме присутствуют в Петропавловской крепости, а старейшая клинкерная мостовая находится в Одессе, где стоит без ремонта более полутора веков. Конечно, булыжная мостовая не особенно удобна при хождении на каблуках, подбор камней для ее изготовления очень трудоемок, но к ровности и технологичности укладки клинкерного тротуарного кирпича никаких претензий быть не может. Для сравнения: дорожки из мелкого гравия тоже не особенно удобны для каблуков, сквозь них легко прорастает трава, их надо периодически ровнять, а мелкие камушки несутся вместе с обувью в дом. Асфальтовая дорожка не отличается долговечностью и не особенно уместно смотрится рядом с загородным домом, не говоря уже о том, что для ее качественного изготовления потребуется специализированная дорожная техника и большой объем земляных работ. Бетонные дорожки значительно проще строить, при желании их можно делать даже достаточно красивыми, придавая их поверхности какой-либо рельеф. Но вот долговечностью дорожки, отлитые из бетона, похвастаться не могут и редко когда переживают сезон без образования новых трещин. Проблема в том, что бетон впитывает влагу, а она, расширяясь при замерзании, его раскалывает.

Армированные бетонные тротуарные плиты бывают самых разных размеров, от маленьких (37,5×37,5 см) до больших, 75×75 см. Интересно, что при сопоставимой толщине самая маленькая плитка не особенно отличается по цене от самой большой, хотя вчетверо меньше ее по площади. Из-за этого данный вид тротуарного покрытия, в расчете на один квадратный метр дорожки, одновременно находится как среди самых дорогих искусственных материалов для мощения, так и среди самых доступных. Бетонные тротуарные плиты чуть ли не со сталинских времен используются для мощения пешеходных дорожек как в городе, так и на приусадебных участках. Благодаря стальному армированию они достаточно прочны, а их укладка не требует специальных навыков. Единственное, что их сугубо утилитарный внешний вид будет диссонировать с любым современным ландшафтным дизайном.

Наибольшее разнообразие форм, фактур и цветов у неармированных вибролитьевых, полимерпесчаных и вибропрессованных плиток. Технология вибролитьевого изготовления плитки крайне проста и не требует практически никакого оборудования, в результате чего данную плитку изготавливают преимущественно маленькие компании. Этим объясняется как невысокая цена такой плитки, так и ее нестабильное качество и плохая геометрия. Выбирая этот материал, надо быть готовым, что из-за относительно низкой морозостойкости и прочности через пару—тройку лет такую плитку придется менять на новую. У полимерпесчаной износостойкость намного выше, кроме того, она не выделяет цементной пыли при истирании. Но со стабильностью качества и геометрией такой плитки тоже часто не все в порядке. Отдельный фактор риска — это вероятность использования производителем вторичного пластика с непредсказуемым составом, а как следствие, и характеристиками плитки, изготовленной с применением подобного сырья. Особенностью укладки полимерпесчаной плитки являются обязательные (3—6 мм) зазоры между плитками, так как у данного материала большой коэффициент температурного расширения. По цене полимерпесчаная плитка, пригодная по толщине для мощения дорожек, существенно превосходит конкурирующие материалы.

Технология изготовления плитки методом вибропрессования подразумевает использование автоматизированного промышленного оборудования с точной дозировкой сырья и соблюдением всех технологических процессов. Вибропрессованной плиткой замощены практически все основные улицы в центре Петербурга, благодаря чему каждый может получить представление о качестве и эксплуатационных характеристиках этого материала для мощения. Обратной стороной столь широкого применения вибропрессованной плитки является «замыленность» образа и потеря индивидуальности при ее использовании в ландшафтном дизайне приусадебного участка.

Клинкерный тротуарный кирпич, несмотря на свою двухвековую историю, достаточно редко использовался при мощении дорожек в России. Объясняется это тем, что до недавнего времени в стране не было производителей, способных изготавливать подобный материал. При заказе же из-за границы, несмотря на все свои достоинства, он получался слишком дорогим. С началом выпуска отечественного клинкерного тротуарного кирпича он оказался в среднем ценовом диапазоне материалов для мощения. Важно, что клинкерный тротуарный кирпич российского производства отличается повышенной морозостойкостью, превышающей 200 циклов, чем не мог похвастаться импортный аналог, предназначавшийся для эксплуатации в теплом климате. Клинкерный кирпич изначально задумывался как материал для мощения дорог, и только потом появилась его разновидность для отделки фасадов зданий. Именно поэтому главной его особенностью является нескользкая, но особо прочная поверхность, полученная в результате спекания глины при температуре 1200 градусов. Клинкерный тротуарный кирпич — фактически единственный материал для мощения, успешно противостоящий шипованной резине автомобиля или колке льда ломом. У него практически отсутствует выцветание под солнцем, в чем он качественно превосходит плитки на цементной основе. Отсутствие пор позволяет не бояться, что забившаяся в плитки грязь со временем исказит начальный цвет дорожки.

Самым дорогим материалом для мощения является натуральный камень, что обуславливается как сложностью его обработки, так и дальностью доставки. Самые близкие к нам каменоломни поставляют гранит, который очень прочен, но чья эстетика скорее подходит для набережных Невы, чем для дорожек у загородного дома. Что касается песчаника, то он существенно дешевле, но придется повозиться, подбирая камни таким образом, чтобы они легли с приемлемыми зазорами. Песчаник — самый непрочный из всех материалов для мощения, он легко раскалывается и слоится. Кроме того, песчаник надо будет укладывать на бетонную стяжку, а не на утрамбованную песчаную подсыпку, как все прочие материалы для мощения.

Надеемся, что наши рекомендации помогут сделать дорожки рядом с вашим домом по-настоящему красивыми, долговечными и удобными.

 

Несколько советов по организации мощеных дорожек на участке рядом с загородным домом

Во-первых, планируя расположение дорожек, есть смысл не сразу их мостить, а подождать, пока домочадцы протопчут удобные пути к необходимым им объектам на участке. Это позволит сделать маршруты дорожек наиболее оптимальными.

Во-вторых, дорожки следует делать немного выше посередине, с постепенным понижением к краям. Это не только позволит воде легче покидать пределы дорожки, но и предупредит возможное втаптывание центра дорожки относительно ее краев.

В-третьих, желательно, чтобы дорожка с краев была облицована бордюрным камнем, что предотвратит возможность расползания плитки или кирпичей со временем.

Автор:
Загородный Дом

Комментарии

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений